Немногие знают, что она берет свое начало еще в Древнем Риме и начинается с оранжерей: Император Тиберий требовал подавать к своему столу свежие фрукты и овощи каждый день. Для того чтобы выращивать сезонные растения круглый год, римляне начали использовать специальные повозки с плодами, которые днем выкатывали на солнце, а на ночь завозили в теплое помещение.

Этот нехитрый принцип (днем на солнце, вечером в тепле) и был использован в Италии в 13 веке при строительстве первых оранжерей. Правда назывались подобные строения giardinibotanici — «ботанические сады», но использовались они для выращивания тропических растений и содержания тропических животных.

Популярность ботанических садов росла, мода на них вскоре распространилась по всей Европе, особенно в Голландии, Англии и Франции. Кстати, именно во Франции и родилось привычное для нашего уха название orangeries — «оранжерея». Что любопытно, происходит это слово от французского orange — апельсин, так как в тот период оранжереи использовались в основном для выращивания цитрусовых.

В этот же период в Голландии был сделан серьезный прорыв в технологии строительства оранжерей. Местные мастера смогли решить проблему, связанную с терморегуляцией: днем в помещении было слишком жарко, а по ночам тепло быстро уходило через стеклянные элементы конструкции. Голландцы первыми придумали располагать огромные окна только в южной части оранжереи, а также разработали примитивную систему вентиляции помещения. Эта технология применялась повсеместно несколько столетий.

Следующий серьезный прорыв произошел в начале 18 века в Дании, когда инженеры применили при строительстве оранжереи изогнутое стекло. Это давало растениям больше света в течение всего дня, а не только на рассвете и на закате.


ПалмХаус — главная оранжерея в Королевском ботаническом саду Кью

Но настоящий бум оранжерей пришелся на 19 век. Колониальная политика викторианской Англии создала прекрасные условия для садоводства — со всех концов мира завозились экзотические растения, совершенно не приспособленные к суровым зимам туманного Альбиона. Именно в этот период были построены самые грандиозные оранжереи мира, которые до сих пор потрясают воображение. Например, знаменитые Королевские сады Кью под Лондоном, в которых растет более 30 тыс. растений и оранжерея Палм Хаус (Palm House), удивительное строение из металла и стекла, которое стало вершиной инженерной мысли своего времени. Она достигает невероятной даже по современным меркам высоты в 19 метров.


Дом кувшинки в Королевском ботаническом саду Кью

Помимо Палм Хаус в Королевских садах Кью расположено еще 3 выдающиеся оранжереи Викторианской эпохи: Дом кувшинки, Хранилище принцессы Уэльской и Темперейт-хаус. Англия внесла самый большой вклад в развитие оранжерейного искусства и надолго стала законодательницей мод в этой области. Поэтому неудивительно, что именно в Англии в ХХ веке и появятся зимние сады в современном понимании.


Оранжерея в Ботаническом саду Университета Копенгагена

В России первая оранжерея была изготовлена в XVIII веке монахами Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. В каменных обогреваемых оранжереях разводились самые различные экзотические растения. Чуть позже эту же практику перенял Валаамский монастырь, усадьбы Кусково, Поречье, Павловск, Архангельское и другие.

В XIX веке в Россию пришла мода на оранжереи, а вместе с ней передовые английские технологии строительства с использованием металла. Стало появляться всё больше торговых центров и лавок со своими зимними садами. Яркий пример таких зданий — ГУМ на Красной площади и Петровский пассаж на Петровке. Кроме этого, оранжереи были почти в каждой усадьбе. Как правило, это были большие, теплые и светлые помещения с определенным микроклиматом, где росли экзотические растения. Постепенно оранжереям стали выделять одно из главных мест в усадьбе. Из дорогих теплиц они превратились в место отдыха и светских развлечений, поэтому вместе с растениями там размещались скульптуры, картины, искусственные гроты и водопады. В садах жили птицы, стояла изящная мебель, журчали фонтаны.


Светопрозрачная кровля ГУМа, спроектированная Владимиром Шуховым, 1893

В начале 50-х годов прошлого века были изобретены двойные изолированные оконные панели, разделенные воздухом или газом, значительно снижающие значения теплопередачи. Сегодня эта технология известна как «стеклопакет». Он же «пластиковое окно», «евроокно», «теплое окно» или «пластиковый стеклопакет», что не совсем верно, но наши бабушки привыкли так называть современные оконные и дверные системы. Другими словами, инженеры сделали важный шаг на пути решения одной из главных проблем остекления оранжерей — высоких теплопотерь.

В 60-е годы ХХ века был открыт поливинилхлорид, или ПВХ, — одна из самых распространенных разновидностей пластика. Благодаря низкой теплопередаче его сразу же стали применять для производства окон и дверей. Но у ПВХ был один важный недостаток — он плохо выдерживал нагрузки, а значит не подходил для строительства таких сложных конструкций, как оранжереи и зимние сады. ПВХ пытались заменить алюминием, который при малом весе прекрасно выдерживал серьезные нагрузки и позволял возводить сложные конструкции из стекла. Однако из-за повышенного коэффициента теплопередачи алюминий совершенно не подходил для стран с холодным климатом.

Решение нашлось в конце в конце 1960-х, когда инженеры придумали сложную многокамерную систему алюминиевых профилей, где впервые были применены специальные термовставки из полиамида — родственника ПВХ, но с более выдающимися термоизолирующими свойствами. Благодаря такой конструкции, внутренний алюминиевый профиль, не передавал тепло наружной части, а значит оранжерея была надежно изолирована и от быстрых потерь тепла, и от внешних температурных перепадов.


Большая оранжерея в усадьбе герцогов Нортумберлендов

Таким образом, к 1970-м годам были решены две главные инженерные проблемы оранжерей — высокие теплопотери по ночам и сложные конструкции несущего каркаса.

Благодаря новым технологиям стоимость строительства и содержания оранжерей существенно снизилась. Это подтолкнуло талантливых английских архитекторов к идее строительства небольших оранжерей в викторианском стиле для частных заказчиков. Именно так из заоблачно дорогого предмета роскоши, оранжереи превратились в удобные строения, доступные представителям среднего класса.

К сожалению, история умалчивает, кто первым придумал пристроить оранжерею к дому и использовать для семейных завтраков, но именно так появился первый зимний сад в нынешнем понимании. Случилось это, разумеется, на Туманном Альбионе.

Сегодня зимние сады превратились в идеальное место отдыха и семейного досуга. Современные технологии позволяют реализовывать тысячи дизайнерских решений и сделать каждый зимний сад уникальным и неповторимым. Именно поэтому их популярность продолжает стремительно расти.


Классификация зимних садов

Можно выделить следующие типы "зимних садов" по назначению и по типу отопления:
Буферного типа - нежилое, не отапливаемое помещение. Это может быть остекление лоджий и балконов, или, например, выполненный как "зимний сад" входной тамбур.
"Зимний сад" верандного типа - сезонно жилой, не отапливаемый, слабо озелененный. В частности, к этому типу "зимних садов" могут быть отнесены веранды.
"Зимний сад" - сезонно жилой, частично отапливаемый, слабо озелененный.
Жилой "зимний сад" - постоянно жилой, отапливаемый, озелененный.
Оранжерея - практически нежилой, частично отапливаемый, сильно озелененный.
По типу своей интеграции с домом "зимний сад" может быть:
Пристроенным к дому ("зимний сад" примыкает к дому с одной стороны или на углу - с двух сторон).
Интегрированный в дом - проникающий внутрь здания объем со стеклянной крышей ("зимний сад" примыкает к дому с двух или с трех сторон).

Пристраиваемые "зимние сады" и их формы

Минимальный разумный размер пристраиваемого "зимнего сада" - от 12 м2, но лучше строить его площадью от 15 м2. Это связано с тем, что, с одной стороны, у "зимних садов" меньшего размера будет очень высокая стоимость одного квадратного метра площади, а, с другой стороны, будет затруднено решение интерьера "зеленой" жилой комнаты с гармоничным сочетанием растений, мебели, свободных пространств. Высота "зимнего сада" в его средней части должна быть минимум три метра, идеальный же с точки зрения строительной физики и красоты интерьера "зимний сад" имеет высоту на два этажа.

Объемная форма пристраиваемых "зимних садов", независимо от применяемых материалов, - это, главным образом, дело вкусов заказчика и архитектора. "Зимний сад" может в плане быть как простой четырехугольной формы, так и многоугольной или даже круглой - современные конструкции представляют практически неограниченные возможности для реализации фантазий. Общая закономерность гласит: чем меньше площадь остекленных поверхностей, тем меньше скачки температуры в "зимнем саду", но и тем меньше выигрыш в плане сохранения тепловой энергии домом, к которому он пристраивается. Как основные типы можно выделить пристройку "зимнего сада" с одной стороны дома или с двух сторон. Во втором случае, когда "зимний сад" огибает дом вокруг угла, стеклянные площади максимальны.

Интегрированные "зимние сады"

Наиболее удачные и красивые решения "зимних садов" достигаются тогда, когда они закладываются в дом архитектором на стадии проектирования. В этом случае можно без натяжек решить как все эстетические, так и технические вопросы. Концепция "зимнего сада" может быть решена в форме проникающего или даже пронизывающего здание объема. Тогда под стеклянной крышей может быть размещено эффективное двусветное пространство: гостиная, столовая или холл. Здание с интегрированным "зимним садом" имеет особый шарм и обаяние. "Зимний сад" становится в таком случае эстетическим и функциональным ядром дома, его архитектурной осью.

Наиболее распространенный и дешевый вариант пристраиваемого "зимнего сада" - прямоугольный в плане формы с односкатной кровлей.
Варианты объемных форм "зимних садов" могут быть бесконечны по своему разнообразию и зависят от пожеланий заказчика, от фантазии архитектора и от строительной ситуации.

Однако в таком случае исполнение конструктивных деталей и вопросов строительной физики приобретает особенно важное значение, чтобы впоследствии не столкнуться с неприятностями, особенно в условиях нашего сурового климата. Объемно планировочная структура интегрированного "зимнего сада" определяется архитектурой самою дома.

Правильное инженерное решение - основа нормального функционирования "зимнего сада".

Ориентация по сторонам света

Ориентация стеклянного помещения по сторонам света может быть любой, от южной до северной. Однако каждый вариант ориентации имеет свою специфику, и она, кроме всего прочего, определяется замыслом заказчика - предназначен "зимний сад" только для отдыха и общения с природой, или там будет расположен кабинет или студия. Большое, если не определяющее, значение имеет, конечно, архитектура самого дома и характеристики участков, на которых он стоит. Ориентация на юг дает наибольший выигрыш с точки зрения экономии энергии. В этом случае эффект теплицы проявляется максимально. Однако, при использовании такого "зимнего сада" в качестве жилой комнаты, возникает необходимость устройства в нем сравнительно дорогостоящих вентиляционных и затеняющих устройств, так как иначе эта комната в солнечные дни будет превращаться в сауну, особенно летом. При ориентации "зимнего сада" на север он, напротив, играет роль климатического буфера: ветер и холод не достигает стен непосредственно жилой части и выигрыш в плане экономии энергии оказывается почти таким же, как и при южной ориентации. По причине равномерного рассеивания света "зимний сад" северной ориентации создает идеальные предпосылки для устройства кабинета или оранжереи. Восток - это сторона света для завтраков, так как уже ранним утром его освещает солнце. Как правило, "зимний сад" с восточной ориентацией днем не испытывает серьезного перегрева, однако вентиляция и затемнение для него все же необходимы.

И напротив, "зимний сад", обращенный на запад, - для длинных красивых вечеров. Днем он собирает солнечное тепло, а только вечером отдает его обратно.

То, насколько эффективно работает "зимний сад", зависит от его величины, от отношения его размеров к размерам дома, от его ориентации и наклона его кровли. Чем круче кровля, тем лучше дождь смывает с кровли грязь и тем лучше скатывается с наружи снег, а изнутри - сконденсировавшаяся вода.